Дегрустиваторы [RSS-подписка
]
[Смотреть все]

Тень славянской письменности
Полный список статей
01.06.2013

24 мая россияне отпраздновали День славянской письменности и культуры, а заодно и День святых Мефодия и Кирилла, которых и принято считать создателями славянской азбуки. Не хотим никого разубеждать в этом непростом и принимающем иногда болезненные формы вопросе, просто приведём некоторые исторические факты и собственные чисто любительские соображения.

Естественно, что никакой подоплёки, национализма и скрытых мотивов в нашей статье нет. В отличие от весьма дискуссионной темы славянской письменности, история которой насчитывает отчего-то всего тысячу с лишним лет, начиная как раз с появления так называемой кириллицы и Крещения Руси.

Конечно, имеются скудные исторические свидетельства о том, что языческие славяне имели некую письменность «чертами и резами», что можно сказать о любом виде письменности, сопряжённом с ручной резьбой по дереву, камню, при использовании бересты, глиняных или восковых пластин для повседневной записи и счёта. Те же древние руны представляют собой не что иное как «черты и резы», оттого не раз высказывались предположения и о существовании славянских рун.

Но давайте по порядку. Уточним сначала, кто такие эти приснопамятные (всегда поминаемые в молитвах) равноапостольные (святые, особо прославившиеся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру) Кирилл и Мефодий, о которых большинству россиян известны только их церковные имена (которые, кстати, греческого происхождения).

Во-первых, они братья. И в миру Мефодия звали Михаил (год рождения – 815), а Кирилла – Константин (год рождения – 827). Оба родились в Салониках времён Византийской империи (крупном портовом городе Древней Греции, позже ставшем столицей римской провинции Македония). 

Старший брат, Михаил, прожил 70 лет и до пострижения в монахи успел сделать военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратига одной из византийских провинций. Ушёл из жизни в 885 году, будучи архиепископом Великой Моравии, ныне исторической области Чехии.

Родившийся на 12 лет позже младший брат Константин прожил меньше, всего 42 года, скончался в 869 году от тяжёлой болезни и похоронен в Риме. В отличие от брата, карьеру сделал учёную, став после обучения кем-то вроде академика в столице Византийской империи, Константинополе. Некоторое время спустя пытался обрести уединение в монастыре, преподавал в университете, обращал в христианство болгар, хазар и моравов.

Встретившись в Моравии и объединив вокруг себя единомышленников, братья около трёх лет переводили церковные книги с греческого на славянский язык, обучали чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке, чему в свою очередь пыталось препятствовать духовенство Западной Церкви.

И хотя Кирилл и Мефодий считаются создателями славянской азбуки на Руси и осознаются как просветители всех славян, в том числе восточных, ни они, ни их ученики лично не проповедовали у восточных славян. Они до конца оставались византийскими миссионерами, то есть всего лишь распространителями христианской религии и никакого отношения к письменности и вообще к Руси при своей жизни не имели.

Преобладает мнение, что и кириллицу, как вариацию миссионерской азбуки Кирилла и Мефодия, создал позже один из их учеников, Климент Охридский, тоже никак не связанный с Русью.

Наивно предполагать, что до прихода кириллицы (или более редкой глаголицы) в виде переведённых с греческого или латинского церковных книг, в языческой Руси вовсе не существовало письменности. Это при тесных-то вековых торговых и культурных связях русских с соседними славянскими и прочими народами, да с той же Византийской империей. Даже древним тюркам не было отказано в праве владения собственной системой рунической письменности.

Вероятнее, древнеславянская азбука, имеющая общие корни с древнегреческой (или древнеболгарской, – в те времена различия между славянскими языками были ещё невелики), уже существовала, потому кириллица выступила лишь её упрощенным вариантом. И массовое централизованное учение по переведённым богослужебным книгам, начавшееся после Крещения Руси в первую очередь для детей социальной элиты, не только сформировало со временем православное христианство, но и привило поневоле новую азбуку.

Впрочем, вопреки официальной кириллице, русский люд и много позже продолжал вкраплять в свои тексты, в основном на бытовом уровне, традиционные буквы-символы с их исконным значением.

И хотя принято считать, что бесспорные образцы древнерусской «докириллической» письменности лингвистике и истории неизвестны, попробуем предположить, что именно привнесла или изменила кириллица в гипотетической «древлеславянской азбуке».

Не будем умалять заслуг Кирилла и Мефодия, хоть и лежали они в основном в плоскости христианского миссионерства. Вместе со своими учениками создали они вовсе не славянскую письменность, а церковно-славянскую азбуку христианской церкви, взяв за основу существующий славянский алфавит и адаптировав для облегчения перевода на него с греческого.

Какие-то буквы выбросили, какие-то объединили, какие-то переименовали, какие-то переделали в греческие. Например, появилась греческая «омега» вместо двух сходных по начертанию и звучанию букв «ОТ» и «ОМ».

Сократилось количество букв ответственных за разные формы и содержание звука «И» (включая «Й»). И на сегодняшний день нам осталось всего одно написание слова «мир», хотя до кириллицы было примерно так: «МИРЪ» – союз, невоенное состояние; «МIРЪ» – вселенная, все миры; «МΪРЪ» – община людей. 

Возможно, в «древнеславянской азбуке» уже присутствовали схожие с греческими буквы «кси», «пси» и «фита», означающие соответственно «дух», «душу» и «единение души и духа». Впоследствии и они исчезли из кириллицы «за ненадобностью».

Но самым ярким примером будет буква «Б», которая стала называться «буки» (типа «книги»), хотя изначально означала «боги», символизируя сонм языческих славянских богов, стоящих за буквой «А» («аз», что значило человека, Я). В данном случае монотеистическое христианское мировоззрение не могло допустить никаких еретических упоминаний.

Вообще, христианская церковь потрудилась на славу, ловко подменив языческие праздники, обряды, символы, имена и прочее собственной религиозной символикой. Попутно уничтожив всё, что не вписывалось в «новый мировой порядок», а может и посадив на кол всех, кто был против добровольного принятия «новой мировой религии». Быть может потому и не осталось почти никаких свидетельств славянской письменности дохристианской эпохи.

И любые письменные исторические находки, те же берестяные грамоты, никогда не датировались «докириллическим» периодом. Даже смоленская грамота на руническом древнескандинавском языке или новгородские грамоты на латыни и греческом. Хотя в той же Индии, родственной нам языковыми корнями, ещё до нашей эры прекрасно писали на древесном лыке как на бумаге.

Современный русский язык утратил не только изначальное начертание, но и первозданную образность и суть, став фактически типографским «набором». Этимологию русского языка не изучают в школах и непрофильных институтах. Богатство и мощь древнего образного алфавита выродилось в примитивную детскую азбуку («А»-аист, «Б»-бегемот и т.д.).

А ведь первоначально буквы несли на себе ещё и числовые значения, участвовали в математических расчётах. В древнерусском языке было единственное, множественное и двойственное число, пять типов склонения, несколько форм прошедшего времени.

Но даже та жиденькая тень, доставшаяся всем нам в наследство вместо полноценного отражения исконной древнеславянской письменности, как и сопутствующие события ушедших веков – детские шалости по сравнению с тем, что происходит и будет происходить в настоящем и будущем под маской и эгидой общемировой глобализации.
Опубликовано: 01.06.2013


Если вам есть, что добавить или возразить, оставьте своё мнение.
Если статья просто понравилась, оставьте благодарный отзыв.
Регистрация не требуется, но рамки приличий и законов остаются.
Администрация беспристрастно чистит комментарии, если они выходят за эти рамки.
Реклама, спам и флуд аннигилируются без возврата.

Всего комментариев: 0