Дегрустиваторы [RSS-подписка
]
[Смотреть все]

HEXmark – оценка игр по версии Hex Lab
Полный список статей
03.06.2011

Отсутствие не только единой, но и вообще удовлетворительной, с нашей точки зрения, системы оценки компьютерных игр, учитывающей большинство нюансов, побудило лабораторию Hex Lab к эксперименту по разработке альтернативного рейтинга качества и привлекательности игровых проектов.

Для введения в тему и обозначения терминологии опубликована отдельная статья:

Основными условиями создания собственного рейтинга стали: простота, скорость и техничность выставления оценки, снижение субъективных воздействий на результат, достоверная точность и наглядность отображения результатов.

Долгие усилия, затраченные на проработку методики, подбор критериев, заполнение начальной базы и тестирование, не пропали даром. Мы рады представить на суд посетителей нашего сайта "эксклюзивный" комплексный рейтинг:


Особенностью HEXmark можно считать то, что все оценки даны одним человеком, значительный игровой опыт которого (не ограниченный приведённым списком игр) и отсутствие фанатизма позволяют назвать его экспертом. Выставленные баллы касаются игр исключительно на платформе персональных компьютеров (ПК) с процессорной архитектурой x86, включая игры, портированные с других платформ. Оценки учитывают особенности игрового процесса на ПК, но не затрагивают мультиплеерные составляющие игр, которые, в большинстве случаев, представляют собой отдельный подвид со своими мерилами качества.

К сожалению, не попали в рейтинг многие замечательные и не очень игры, до которых нашему эксперту "нет дела" или пока "не дошли руки". В целях демонстрации всего диапазона шкалы оценок некоторые игровые проекты сомнительного и откровенно убогого качества всё же включены и будут ещё добавляться в рейтинг. Не обходятся вниманием и детские игры, хотя и требуют немного другого подбора критериев.

В качестве критериев формирования основного балла качества избраны 16 более-менее объективных составляющих компьютерной игры, определяющих техническое исполнение, содержательность, удобство и разнообразие игрового процесса. Оценки по каждой составляющей бинарны ("0" или "1", что соответствует "–" или "+") и равнозначны, поскольку версия с весовыми коэффициентами показала неадекватные результаты.

Полноценное наличие каждой составляющей в игре добавляет один плюс в её копилку. 15 плюсов – и игра признаётся шедевром. 16 плюсов для звания "идеальной игры" теоретически возможны, но в силу особенностей индустрии игр маловероятны и труднодостижимы. Перечень критериев, по которым производится оценка, пока убережём от обнародования.

Балл качества от 0 до 16, сформированный в 16-ранговой системе, при всей простоте его получения обеспечивает достаточную точность и достоверность, в случае профессионального подхода слабо зависит от субъективного отношения к игре самого эксперта. Так что, если игра выполнена технически безукоризненно, она получит свою высокую оценку.

Погрешности и ошибки, конечно, не исключены, но они вряд ли составят более одной (максимум двух) единиц. В какой-то мере эти погрешности намеренно нивелируются в расшифровке балла качества, три четверти диапазона которого поделены на трёхбалльные ступени (что в половине краевых случаях поглощает ошибки в 2 единицы, а в срединных случаях всегда поглощает ошибки в 1 единицу).

И всё же, балл  качества, являясь оценкой технического воплощения игры, может не отражать её  психо-эмоциональные составляющие (то, что часто называют "душой" игры), которые хоть и являются субъективными, но не менее весомыми факторами в случае оценки продуктов творчества, коими являются игры. Именно по этой причине к оценке качества добавлены ещё и ощущения, отражающие общее впечатление эксперта от игры, без всяких категорий, тоже в 16-балльном диапазоне, но от –8 до +8 (от "бесконечного" негатива к "бесконечному" позитиву, где 0 может характеризовать как игры, не вызвавшие особых чувств, так и те, где положительные и отрицательные ощущения уравновешивают друг друга).

Поскольку эксперт, оценивающий игры, представлен в единственном числе, баллы ощущений как нельзя кстати выровнены относительно единой шкалы ценностей, которая, впрочем, не обязательно совпадает с таковой шкалой для всех людей на свете. Но, если довериться мнению эксперта, то и одной оценки ощущений может быть вполне достаточно для определения привлекательности заведомо незнакомой игры.

Было бы упущением не произвести окончательное суммирование баллов качества и ощущений для получения итоговой, частично субъективной, оценки игры варьирующейся, как следствие, в диапазоне от –8 до +24. Хотя крайние значения, особенно отрицательные –8...–5, практически недостижимы.

Расшифровка суммарной оценки рейтинга HEXmark очень лояльна к играм, положительно оценивая все, набравшие значения выше ноля, как пригодные к рассмотрению игроками. И отмечая те, что набрали от 14 баллов, как лучшие в игровой индустрии, способные доставить немало удовольствия.

Для удобства восприятия добавлено также процентное выражение суммарной оценки в величинах от 0 до 100. Но оно менее информативно по сравнению с баллами HEXmark.

Оценки качестваощущений и их суммарное значение можно воспринимать как независимо друг от друга, так и комплексно. Они показывают вполне адекватные результаты и хорошо коррелируют с оценками других экспертов.

Конечно, не стоит использовать рейтинг для непосредственного сравнения игр разных жанров и уровня между собой. Говоря словами одноранговой бинарной системы оценки, "плохой шутер с хорошим бюджетом может быть хуже хорошего тетриса с плохим бюджетом".

Чтобы хоть как-то различать игры разного уровня, в таблицу рейтинга добавлена графа категорий. Это условное, в таком виде применяемое только нами, разделение игр по уровню исполнения / затратности / масштабности безотносительно к качеству самой игры / проекта. Повторим ещё раз – условное, оценочное, поскольку получить точные данные о затратах для всех игр нет никакой возможности.

Все комментарии и вопросы к рейтингу HEXmark, если они появились, оставляйте, пожалуйста, исключительно здесь. Фанатизм, кривотолки и необоснованная критика не приветствуются.
Опубликовано: 03.06.2011


Если вам есть, что добавить или возразить, оставьте своё мнение.
Если статья просто понравилась, оставьте благодарный отзыв.
Регистрация не требуется, но рамки приличий и законов остаются.
Администрация беспристрастно чистит комментарии, если они выходят за эти рамки.
Реклама, спам и флуд аннигилируются без возврата.

Всего комментариев: 0