Дегрустиваторы [RSS-подписка
]
[Смотреть все]

Искусственный интеллект в жизни и в игре
Полный список статей
06.11.2011

Как кто-то замечательно сказал: "Зачем учить машину думать? Машина должна работать. Если её научить думать, она сама заставит людей работать на неё". Несмотря на то, что машины уже заставили людей их обслуживать, до создания машин мыслящих дело, слава богу, ещё не дошло. И, как полагают некоторые, никогда не дойдёт. Тем не менее то, что называется искусственным интеллектом, вполне себе используется "во всех отраслях народного хозяйства".

Термин искусственного интеллекта (русское сокращение ИИ, английское AI, от "artificial intelligence") был введён Джоном Маккарти в 1956 году вместо предложенного шестью годами ранее Аланом Тьюрингом более меткого "компьютерного интеллекта" ("computer intelligence"). С тех пор искусственным интеллектом стало принято называть всё, что ни попадя.

Кроме того, в английском языке слово intelligence – скорее "умение рассуждать разумно", "развитая логика", а не интеллект (intellect), синоним человеческого ума и системы мышления в целом. В русском же языке термин, означающий "машинную логику", из-за лаконичного, но не точного перевода приобрёл скорее антропоморфные черты.
 
Самый краткий критерий-определение интеллекта сформулировал как-то автор этих строк: "Интеллект – это способность осознать факт своего существования". И с этой точки зрения, интеллект присущ не только человеку; но пока не встречается в "вычислительной" технике.

Таким образом, если интеллект – устойчивая система умственных способностей к мышлению, ощущению, представлению, воображению, памяти, рациональному познанию и не только, то искусственный интеллект – условное обозначение программных и кибернетических систем, моделирующих некоторые стороны деятельности человека.

Искусственный интеллект объединяет в себе ряд технологий, связанных с распознаванием образов и речи, классификацией объектов, принятием решений и накоплением сведений в базе знаний. Эти технологии, вместе или по отдельности, давно используются в технике, даже бытовой, например, в стиральных машинах (так называемая "fuzzy logic" – нечёткая логика).

Одна из самых известных систем искусственного интеллекта, суперкомпьютер Deep Blue, победивший чемпиона мира по шахматам, всего лишь перебирал варианты. Перспективный Watson, способный распознавать человеческую речь и правильно отвечать на вопросы, производит вероятностный поиск по базе знаний (интернету), используя большое множество алгоритмов. Примитивный "облачный" поиск по базе знаний WolframAlpha выполняет набирающий популярность голосовой помощник (помощница) Siri из iPhone4S, используя технологии распознавания речи и формирования ответов по принципу экспертной системы, и, как следствие, может не только неправильно распознавать запросы, но и откровенно тупить, отвечать неуместно или просто перенаправлять запросы в обычный поисковик.

А сами интернет-поисковики уже давно пользуются наработками из области ИИ в своей работе. Финансовые компании применяют системы искусственного интеллекта в страховой деятельности, при расчёте рисков, игре на бирже и управлении собственностью. Федеральные службы безопасности – для борьбы с терроризмом и шпионажа. Военные – для отслеживания и сопровождения целей. Роскомнадзор с декабря этого года не без помощи ИИ-технологий будет непрерывно мониторить не только тексты, но и фото, аудио и видео в сети на соответствие российским законам.
 
В США в своё время был даже создан "Институт сингулярности искусственного интеллекта" (SIAI) для исследования глобальных рисков, которые могут появиться после создания настоящего искусственного интеллекта. В качестве учебных пособий они, видимо, пользуются фильмами "Терминатор" и "Матрица". Хотя, кто знает, может на самом деле по сверхсекретному заказу АНБ разрабатывают "убер-интеллектуальный вирус" для "демократизации" всей планеты.

Но поскольку мозг и мышление нельзя смоделировать "в цифре", то помимо традиционного подхода существуют и другие: изучение нейронных сетей для создания нейрокомпьютеров и выведение био-логических органических элементов для построения биокомпьютеров.

Что касается нейрокомпьютеров, то они вряд ли имеют отношение к искусственному интеллекту, поскольку строятся на статистических, математических идеях. А разработка биокомпьютеров вообще находится в зачаточной стадии и имеет свои нюансы. Один из них в том, что патент на все био-комплектующие остаётся всё-таки за природой.

Так что пока никаких шансов и предпосылок для создания реального искусственного интеллекта нет.



Игровой искусственный интеллект


Особая ветвь, даже целая отрасль, систем искусственного интеллектаигровой искусственный интеллект (ИИИ, а на английском "gaming artificial intelligence" – GAI) представляет набор программных методик, которые используются в компьютерных играх для создания иллюзии интеллекта и "чувств" в поведении персонажей, управляемых программой. Чем сильнее эта иллюзия, тем интереснее игра для большей части игровой аудитории, тем больший эмоциональный отпечаток оставляет она после прохождения.

Типовыми задачами ИИИ являются топологический поиск кратчайшего пути, избегание коллизий, имитация "как бы реального" поведения игровых персонажей, адекватная реакция на действия игрока, расчёт и оптимальный выбор тактических и стратегических решений, помощь игроку в случае союзничества с ним и т.д.

С другой стороны, не менее важными задачами игрового интеллекта являются всевозможные ограничения самого себя, то есть "игра в поддавки", и обязательная маскировка этой стратегии. Если бы ИИИ использовал все доступные ему возможности и ресурсы, человек не имел бы ни единого шанса в состязании с ним. Потому игровой интеллект и поддаётся, закрывая глаза на текущее и прошлое местонахождение персонажа игрока, его направление движения, уровень развития, навыки, амуницию, медленную реакцию, недочёты, промахи и мелкие ошибки в управлении, тактике и стратегии. А также замедляя свои собственные реакции, сбивая себе изредка или почаще прицел, огрубляя дальность и светочувствительность "зрения", отключая (как правило, ещё на стадии разработки и по "воле творцов") "слух", "обоняние", "осязание", "сообразительность", "память", "подозрительность", "хитрость", "коварство", "непредсказуемость".

Как сказал когда-то один из разработчиков компании "Nival": "Главная задача ИИ – не выиграть у игрока, а красиво ему отдаться". Ну, а если красиво отдаться не получилось, то это не "AI тупой", а его создатели, либо, как вариант, слишком умный игрок.

Тут мы подошли ещё к одной особенности хорошего ИИИ – он должен незаметно подстраиваться под возможности и способности игрока, чтобы не надоесть тому раньше времени однообразием "закликивания" или, напротив, чрезмерной сложностью схваток. И тут тоже множество подводных камней, таранящих красивые модели разработчиков, один из которых – нереалистичность применительно к миру игры, вызывающее у игрока чувство, что компьютер жульничает и "подтасовывает карты".

Ну и ещё пара причин, по которым ИИИ вынужден временами быть таким ограниченным, конечно же бюджет и производительность. Разработчики балансируют между качеством и расплатой за него, стараясь создать оптимальный (или настраиваемый), нетребовательный к ресурсам вариант игры как можно меньшей кровью. Отсюда и упрощения, имитации, условности, обманки. И, конечно, "скрипты", на "интеллектуальность" которых можно купиться единожды, но дважды увиденный "скрипт" уже "не торт". Тем более, что "скрипты" – это интеллект не искусственный, а естественный – разработчиков, заранее вживлённый ими в "тело" игры.

Таким образом, тот факт, что современные игры не загружают купленный вами новенький процессор и наполовину, ещё не значит, что принципиально не могут. В тонкостях проработанный сложнейший ИИ полностью загрузит не только ваш, но и ещё пять "топовых" процессоров сверх того. Вот только целесообразность разработки такого ИИ для игр пока стремится к нулю.
Опубликовано: 06.11.2011


Если вам есть, что добавить или возразить, оставьте своё мнение.
Если статья просто понравилась, оставьте благодарный отзыв.
Регистрация не требуется, но рамки приличий и законов остаются.
Администрация беспристрастно чистит комментарии, если они выходят за эти рамки.
Реклама, спам и флуд аннигилируются без возврата.

Всего комментариев: 0