Дегрустиваторы [RSS-подписка
]
[Смотреть все]

Меченый
Полный список статей
11.12.2012

Знаете ли вы, что эта игра разделила одно и то же место с Crysis, Fallout 3 и Tony Hawk’s Pro Skater 2 в рейтинге ПК-игр на metacritic.com? Причём как по баллам критиков, так и по баллам игроков, вот только усреднённая оценка игроков на 12% меньше.
 
Если же брать только среднюю отметку уважаемых рецензентов, то рассматриваемая игра встала на одну полку почёта ещё и с Dishonored, Dragon Age: Origins, Newerwinter Nights, Call of Duty, NOLF (обе), Battlefield 2, Batman: Arkham (оба), The Longest Journey, Baldur’s Gate, Planescape:Torment, Splinter Cell и дюжиной других.
 
Всё ещё верите в объективность оценок и мнений большинства рецензентов? Напрасно. Mark of the Ninja – тривиальный аркадный платформер с ниндзя в главной роли, пропитанный условным стелсом (от stealth – хитрость, уловка, бесшумное и незаметное передвижение).
 
 
Стелс условен настолько, что прочно заложен в основу боевой механики и потому татуированный ниндзя-мутант, от одного намёка на присутствие которого дрожат и прячутся боссы-злодеи, не умеет убивать голыми руками, метательными ножами в горло, да и мечом может только исподтишка резать, пока сама жертва не видит. Но и то не всех, причём для идеального и бесшумного устранения каждый раз приходится исполнять чувствительное к люфту не в ту сторону случайно-сгенерированное QTE для мыши с обязательным просмотром кровавой демонстрации крупным планом.
 
Кроме того, весьма ограничены зоны обзора у противников, даже оснащённых приборами ночного видения, примитивны снайперы и охранная сигнализация, нет видеокамер и тепловизоров, которые добавили бы игре «перца», никто не заметит пропажи товарища, можно даже промелькнуть на свету. Тревога включается секунд на десять лишь когда обнаруживают бездыханное тело или ниндзя даёт как следует себя разглядеть. За это снимут очки прохождения, но и только, ведь охрана успокоится и вернётся на свои места.
 
 
Да и что это за ниндзя, размалёванный красным в нарушение традиций и принципов маскировки. Что за стилистика а ля ХАМАС?
 
 
Впрочем, условность стелса не умаляет его богатства: перемещение по стенам и потолку, гашение света выключателями или устранение лампочек и устройств дротиками, отключение электроэнергии диверсиями, обрушение на врагов люстр и других конструкций, установка или активация ловушек, необходимость сокрытия тел различными способами или вывешивание их для устрашения, зоны слышимости противника, который может включать переносные фонари и запускать осветительные ракеты, дремать, курить, патрулировать и мандражировать, расширяющийся по ходу игры арсенал спецприёмов и спецсредств.
 
Путей решения всегда несколько, авторы предвосхитили ситуации, в которых под рукой может не оказаться нужной экипировки, и даже автоматически пополняют её в точках сохранений. Впрочем, в специальных местах можно сменить не только снаряжение, но и стиль прохождения.
 
Неудобство вызывают разве что огрехи управления, да изредка невменяемые контрольные точки, но никак не само прохождение. Враги зачастую расположены в удобных для их устранения местах, мало кто из них оглядывается. Всегда, даже в прыжке, можно включить прицеливание, при котором время замирает, и в этой паузе всё обдумать или применить спецсредства; если всё-таки обнаружат – по-быстрому скрыться и на время затаиться. Использование же экстраординарных способностей, появляющихся со временем от излишнего пристрастия к особого рода тату, ещё более облегчает жизнь. А так называемые «битвы с боссами» вообще заключаются в победном нажатии одной кнопки, с «полубоссами» – четырёх.
 
Сюжет неглубокий, даже банальный, зато уровни перемежаются качественными мультипликационными заставками. Не дают заскучать и смена декораций, и присутствующие на уровнях тайные комнаты испытаний.
 
Если уж обобщать, то игра сделана не только красиво во всех деталях, заимствуя при этом чужие идеи, но и весьма продуманно. Уж во всяком случае лучше и умнее, чем недавний Rayman Origins. Вот только обилие кровавых сцен делает её не особо полезной для детей.
 
 
Может, именно по причине удачного совмещения наработок игровой индустрии и получилась игра, которую некоторых тянет перехвалить. А может вновь сработал фактор неожиданности: не ждали, не ждали, а тут раз – необычная игра.
 
Хотя нам она не показалась необычной, даже наоборот: всё время не покидало чувство, что всё это мы где-то уже видели, когда-то уже играли почти в такое же. Ну ладно выкидная крюк-кошка со скоростным подтягиванием в точности из Batman: Arkham Asylum, такие же снайперы, ползание по вентиляционным шахтам и прочее, но тут же совсем другой жанр. Грешили даже на мультипликационный платформер Three Dead Zed, в котором одна из ипостасей зомби-мутанта под управлением игрока почти как ниндзя, а также те же двери, лучи, охрана – нет, не то.
 
И вдруг частично осенило – Saboteur, ну, конечно же! Но не этот, образца 2009 года и, опять же, другого уровня, хотя в стилистике и механике выдаются схожие черты:
 
 
 
А ещё тот, 1986 года, пройденный вдоль и поперёк на ZX-Spectrum:
 
(2 снимочка снизу из Saboteur2 87-года, но там почти то же, только ниндзя женского пола)
 
Те же освещённые коридоры с вооружённой охраной, ящиками, вазами, сейфовыми дверями и собаками, о наличии которых в Mark of the Ninja мы специально умалчивали до этого момента, те же тёмные подвальные этажи для скрытного прохода, ящики экипировки на крыше под луной, дворики с деревьями, спецназ в защитных костюмах и да, да, вертолёт.
 
Сколько лет разницы в технологиях, сколько идей, реализованных за это время в играх, сколько килобаксов разницы в бюджете, сколько человеко-дней разницы в производстве, но, бог ты мой, одно лицо. Хотя Saboteur и не предоставлял столько вариаций стелса, но зато тот ниндзя мог вступать в открытые схватки.
 
Ностальгию, конечно, не пропьёшь, да и Mark of the Ninja, слава тому же богу, совсем другая игра, примечательная в своём жанре, технологичная и аутентичная, ставящая аж две точки после красивейшего проигрыша в конце. Заслуживает ли она столь высоких оценок – на совести рецензентов, которые, конечно, не дурачки, но как дети, ей-богу. Уделывает ли она в рамках реализации стелса да хоть тот же Batman или совсем-про-другое Skyrim – нет, конечно.
 
И мы ни словом не упомянули Shank и Shank 2, так сказать прародителей рассматриваемой игры, поскольку не только совсем в них не играли, но и намеренно обходили стороной как малопривлекательные. Mark of the Ninja по сути тот же Шэнк, только ниндзя. Теневая составляющая враз добавила ему привлекательности и баллов.
 
 
Напоследок расскажем вам притчу:
Однажды пришли к мастеру-учителю его ученики.
 
«Учитель, – сказали они, – семь лет мы постигали мудрость священных книг вдали от мирской суеты. Позволь же нам вернуться, наконец, к людям и передать им нашу мудрость».
 
«Хорошо, – согласился мастер, – только сначала ответьте на один простой вопрос: что же делает священные книги священными, в чём их суть?»
 
«Священные книги одеты в золотой переплет, – молвил один из учеников, – их тексты пишутся лучшими писцами, оформление делали лучшие художники».
 
Учитель улыбнулся и сорвал с дерева спелый апельсин. «Если ты очистишь его от кожуры, – спросил он ученика, – что выбросишь: кожуру или то, что под ней?»
 
«Конечно кожуру», – ответил ученик.
 
«Но тогда зачем говоришь ты, что важнее всего золотой переплет?»
 
Другой ученик восхитился ловким сплетением глав и тонкой линией сюжета. На что учитель разломал апельсин на дольки и спросил: «Разве теперь этот плод стал менее вкусным и съедобным?»
 
Третий ученик, взяв одну из долек, вкусил её сочность и освежающий аромат. «Я понял, – радостно воскликнул он, – священные книги утоляют духовную жажду».
 
Учитель одобрительно улыбнулся, а затем налил стакан воды из кувшина. «Она также утоляет жажду, но давайте проверим на проходящем мимо ребёнке, что он выберет: апельсин или воду».
 
Ребёнок взял апельсин.
 
«Скажи, что главное в апельсине?» – спросили его отчаявшиеся ученики.
 
«Апельсин!» – ответил ребёнок, взглянув на них взором ясным и чистым.
 
«И в этом истина», – добавил учитель.
 
Усмотрели противоречие между притчей и нашими выводами? А его нет. Ведь это не мы, а критики по традиции при виде «хурмы» закричали «апельсин».


 
Опубликовано: 11.12.2012


Если вам есть, что добавить или возразить, оставьте своё мнение.
Если статья просто понравилась, оставьте благодарный отзыв.
Регистрация не требуется, но рамки приличий и законов остаются.
Администрация беспристрастно чистит комментарии, если они выходят за эти рамки.
Реклама, спам и флуд аннигилируются без возврата.

Всего комментариев: 0