Дегрустиваторы [RSS-подписка
]
[Смотреть все]

«Школково»
Полный список статей
01.09.2011

Министру образования Фурсенко как бы стыдно за ваше образование, дорогие школьники. Он и в самом деле обеспокоен состоянием дел в школе. И есть от чего. Модернизации и инновации общего образования продолжаются, но, судя по всему, только расширяют трещину в пошатнувшейся системе и не успевают адекватно соответствовать реалиям жизни. В общем и целом, школа – зло, но зло необходимое для удовлетворения социально-экономических потребностей государства и поддержания стабильности его общественного строя.

"Задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя". Кажется, это слова того же Фурсенко несколько лет назад. Хотя, с  нашей точки зрения, стратегически выгоднее взращивать квалифицированных созидателей.

Принудительное десяти(11-ти)летнее "плавание" в школьной иерархии является лёгкой версией взрослой жизни и в какой-то мере к ней готовит. Хотя, вернее было бы использовать глагол "коверкает".

"Жизнь показывает, что в школе дети работают, как шахтёры в забое", – заявил глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. И он тоже не хочет, чтобы выпускники начинали взрослую жизнь "хронически больными, с искривлёнными позвоночниками, с потерянным зрением и испорченным желудочно-кишечным трактом".

И это только физические "награды" ученикам от их "альма-матер". Про психологическое и духовное воздействие на юные организмы и говорить не хочется.

Но школы не избежать. Общее образование в нашей стране гарантировано государством, каждый ребёнок должен учиться, даже если он не хочет, или его родители против, или он получает домашнее образование, или всё вместе.

Самое же неприятное заключается в том, что учить по большому счёту становится некому и некого, поскольку и учиться не много кто хочет, и учить в современных условиях занятие трудное и малопривлекательное. 


Так как вектор движения задан по пути американского образования, нетрудно предсказать, к чему всё может прийти.

Но: к завучу разглагольствования. Всё-таки статья для школьников. Попробуем же ко дню знаний поведать им то, что многие узнают (или таки нет) лишь после окончания школы. А именно, насколько школьная программа нужна и пригодится по жизни.

Тем более, что "школковские инновации" планируют дать учащимся свободу в выборе дополнительных к базовым предметов.

Прежде чем читать дальше, уважаемый школьник, попробуй понять простые постулаты:
знаний много не бывает;
– навыки не пропадают бесследно;
– всё, что изучаешь, оседает в голове;
– объём оперативной информации, удерживаемой мозгом, сравнительно небольшой, новые знания будут вытеснять старые и ненужные.

А теперь попредметный анализ примерной школьной программы:

Астрономия – основы знать очень желательно, дабы, как минимум, отличать Сатурн от Нептуна. Астрофизика же, тем более в урезанном школьном варианте, никому не нужна.

Биология – очень полезный и интересный общеобразовательный предмет, пригодится в жизни не раз.

География – обязательно, особенно политическую карту мира.

Здоровье, физическая культура и спорт – куда ж без них, базовый предмет для поддержания организма в тонусе и отдыха мозгов между уроками.

Иностранный язык – английский уже стал де-факто вторым языком, без его знания некоторые вещи в жизни будут даваться тяжело.

Информатика и ИКТ – практически, самый главный предмет в наш век информационных технологий, особенно важно знать основы информационной безопасности. Хотя, если есть интерес, интернет и домашний компьютер, школьные уроки покажутся напрасной тратой времени.

Искусство и мировая художественная культура – по желанию, вреда от этого предмета точно не будет. А хорошо рисовать в школе всё равно не научат.

История – очень важный предмет для развития личности, если конечно не искажена фактология изучаемых исторических процессов. В любом случае, чем лучше знаком с историей, тем лучше понимаешь происходящее вокруг тебя и в мире.

Краеведение – на любителя, достаточно как минимум один раз сходить в местный музей.

Литература – не секрет, что чтение хорошей литературы развивает не только ум и воображение, но и улучшает речь, грамотность, нравственность, увеличивает словарный запас. И в идеальном случае было бы достаточно получить список литературы для домашнего чтения, если бы каждый мог заставить себя читать, особенно вслух. А вот обсуждать прочитанное на классных занятиях не всегда может быть полезным, поскольку впечатление от книг – дело сугубо личное, а в коллективе возможно влияние на несформировавшуюся личность чужого мнения. Также важен правильный подбор литературы и её количества, чтобы оставалось время читать то, что нравится. Конечно, лучше читать бумажный вариант книги, поскольку чтение с экрана сильно утомляет зрение.
 
Математика – не стоит и говорить, что предмет обязательный, хотя и даётся в урезанном виде. Знание мнимых чисел, векторных операций, производных и интегралов пригодится в ВУЗе, но с низкой долей вероятности в жизни, даже инженеру.

Музыка – для любителей, музыкантов и будущих артистов. Существуют ведь и музыкальные школы.

Обществознание – из разряда политинформации советских времён на новый лад. Может будет полезно, может нет, всё зависит от материалов программы и учителя. На 100500 процентов заменяется интернетом, если, конечно, обладаешь каплей аналитического ума.

Окружающий мир – см. экология.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) – если правильно преподаётся, то очень полезный и практичный обязательный предмет, хотя многие и недооценивают его важность. Пригодность в жизни ежеминутная.

Право – будущим юристам, ну и остальным будет в полной мере полезно, хотя законы в нашей стране меняются по нескольку раз в год, а неофициально – каждый день. Да и не упомнить всего свода кодексов, законов, положений и поправок для применения в жизни.

Природоведение – см. экология.

Риторика – для заик, будущих юристов, министров и политиков обязательно. А так достаточно программы литературы и русского языка.

Русский язык – обязательно в полной мере и с усердием, поскольку грамотно писать и говорить очень ценное качество.

Трудовое обучение – предмет, прививающий кучу полезных и практичных навыков, но всё зависит от мастерства преподавателя и материальной базы школы.

Физика – единственный предмет (вместе с химией), дающий хоть какие-то знания об устройстве нашего мира. В практическом смысле может и не пригодится, но для общего развития обязательно.

Химия – см. физика.

Черчение – если сюда включили и геометрию, то предмет полезный, практичный и обязательно в жизни пригодится.

Чтение – само собой, см. литература.

Экология (а так же окружающий мир и природоведение) – подошло бы для общего развития, если бы детям преподавали суровую правду жизни с реальными показателями, но это и от взрослых-то людей скрывают. Но как беречь окружающую природу должен знать каждый.

Экономика – основы и терминологию изучайте обязательно, а все экономические теории всё равно ошибочны, расчёты же не запомните.


Возможно, внедрят такие предметы, как:

Русская словесность – это по сути филология (лингвистика, стилистика, литературоведение и т.п.), но вряд ли школьная программа способна хоть в какой-то мере выдать учащемуся полновесный филологический багаж знаний.

Религии – при полноценном, глубоком и равностороннем изучении всех религий, со всеми нюансами, это был бы номер: из школы выходили бы просвещённые гуру-атеисты. Но на такой "фокус" неспособны даже академии с университетами.  


Если выбор будущего профессионального образования уже сделан, изучай профильные предметы полностью.


ИТОГО, чтобы обрести качественное общее образование, тебе, школьник, нужно постараться:
– как следует изучить русский язык, литературу, историю, математику, физику, химию, биологию, географию, иностранный язык (желательно английский) и информатику;
– приобрести качественные трудовые, чертёжные, спортивные навыки и навыки  безопасности жизнедеятельности;
– получить основы знаний по астрономии, праву, экономике и экологии.

16 обязательных предметов (4 из них в обзорном режиме). Плюс труды и физкультура для релаксации мозга. Ничего сложного. Можно и за пять лет выучиться. Кабы не наступающая тебе и себе на хвост школьная программа.

Несомненно также, что весомый вклад в твоё обучение привнесёт мастерство (или его отсутствие) учителя и содержимое учебной программы. Но эти факторы от тебя почти не зависят.

Самое главное, что должна сделать школа – научить тебя читать, писать, развиваться и размышлять: самостоятельно и самокритично.
А остальное в твоих руках, точнее в мозгах.

Можешь прислушаться к нашему мнению – можешь нет, но своя умная голова на плечах всегда лучше двух чужих.
Опубликовано: 01.09.2011


Если вам есть, что добавить или возразить, оставьте своё мнение.
Если статья просто понравилась, оставьте благодарный отзыв.
Регистрация не требуется, но рамки приличий и законов остаются.
Администрация беспристрастно чистит комментарии, если они выходят за эти рамки.
Реклама, спам и флуд аннигилируются без возврата.

Всего комментариев: 0