Дегрустиваторы [RSS-подписка
]
[Смотреть все]

The Stanley Parable
Полный список статей
14.11.2013

Игра-притча про офисного работника Стэнли, в жанре интерактивного повествования с монологом рассказчика. Стэнли здесь – олицетворение самих игроков и их способов взаимодействия с играми.

The Stanley Parable появилась на свет ещё в 2011 году как модификация к Half-Life 2, выглядела немного по-другому, но обрела некую популярность. HD Remix, реализованный в Steam уже в 2013 году, отличается дополнительными сегментами игровых уровней, плюс обновлённым дизайном, ответственность за который взял на себя появившийся у автора напарник.

«Кодить» ставшую автономной версию игры помогал сам Иисус. Конечно, не тот, что притча во языцех, а программист обновлённого проекта – Иисус Хигуэрас (Jesus Higueras), чью фамилию можно шутливо перевести с пуэрториканского диалекта испанского как «башковитый». Иисус «Башковитый» справился на славу, как и «бесподобный», со слов самих разработчиков, британский актёр Kevan Brighting в роли рассказчика.

Критики и «искусствоведы» оценили доработанный «мод» как нельзя высоко, в результате чего средний балл на сайте metacritic.com оказался даже больше (в версии для ПК), чем у прошлогодней «игры года» The Walking Dead.

К сожалению, у прикольного «мода» так и не получилось превратиться в полноценную игру. Вот об этом и прочем чуть подробнее.

Игра про офисного работника стартует, естественно, с рабочего места сотрудника некой крупной конторы, распорядок дня которого был нарушен отсутствием привычных, да и вообще любых, рабочих инструкций.


В попытках разобраться с ситуацией всё, что предложат игроку – это череду коридоров, мест и помещений, полностью безлюдных и в основном шаблонных, ну и, конечно, бессловесную парящую камеру вместо главного героя.




Любители серий Half-Life 2 и Portal почувствуют себя как дома, ведь и графический движок тот же, и текстуры с объектами частично позаимствованы. Разбавит атмосферу лишь голос рассказчика, изредка сменяемый, да куча разных приколов-клише, из той же «Матрицы» (кино), к примеру.

Загадки и головоломки как элемент игрового процесса здесь отсутствуют. Есть лишь пробежки по коридорам, да набор пасхалок, которые и требуется отыскать игроку. Чем больше найдёт – тем ему же выгоднее, ведь следуя основной повествовательной линии, диктуемой своенравным в иных случаях рассказчиком, добраться до мнимого и пустого финиша легко и быстро. Впрочем, все финиши здесь мнимые и заканчиваются либо автоматическим, либо самостоятельным перезапуском игры с начальной локации. Иногда эти перезапуски сулят что-то новое, чаще – нет.

Что касается нелинейности: нет здесь никакой нелинейности. А есть 13 файлов с картами в папке /maps игры. Потому, всё примитивно: пойдёшь туда – получишь то, нажмёшь это – откроется то-то. Выбрал левую дверь – не беда, на следующем круге выберешь правую, разница лишь в последовательности демонстрации малосвязанных между собой приколов. Мало двух дверей – ищи очередную пасхалку – и будет тебе третья дверь за кулисы, или куча дверей, ведущих, опять же, к автоматическому перезапуску.


Ну покажут вам за очередной дверью ещё кучку приколов, типа пары локаций из Minecraft-а или Portal-а. Эка невидаль. Даже не пародия. Разработчики хотели сделать ещё и шутерные уровни с пришельцами, да не стали, в частности из-за того, чтобы их не заподозрили в любви к этим самым шутерам.


Но не поленились сделать целый музей, посвящённый созданию игры, прикол-заглушку для стандартного чит-режима движка и даже начать совсем другую историю, введя в действие нового персонажа, совершенно левую женщину, чтобы всего лишь показать ещё одну тупиковую концовку.

Да, все концовки – это тупики. Игра не устаёт намекать об этом, да что намекать, она открытым текстом говорит, что единственный способ не проиграть – поскорее перестать в неё играть.


«А не тошнит ли тебя от этого прикольного тупичка?» – заботливо спрашивает игра в пасхальной каморке с ослепительно белыми стенами.


Неважно, какой ответ выберет игрок, над ним вновь всего лишь поглумятся: тупо или задорно. В любом случае «наградой» станет очередной перезапуск. И никто не заставляет игрока ползти в эту каморку второй раз, чтобы узнать, а что же скрывалось за другим ответом. Но он поползёт.

Многие игры держат игрока за болвана, строя при этом пафосные и солидные мины, но редчайшие способны не только выставлять игрока болваном, но и так троллить тронуть игроков и критиков, чтобы те разразились похвалами, даже не заметив подвоха.

Вот вам повествование, вот вам ветвления, вот вам выбор, вот вам кнопки выбора и интерактивность, вот вам вариативность, в придачу – куча концовок. Но всё это фикция. «Кубиков» для игры здесь нет, кроме одного-единственного – самого игрока. И хотя автор, пишущий эти строки, обожает подобные эксперименты, хвалить особо нечего. Хорошее качество игры – частичная заслуга старенького движка Source. Да и всё прочее далеко не ново. Обращения к игроку в обход игрового персонажа – не самый лучший ход, пользуются которым в основном не от избытка таланта и идей, а от бессилия.

Никаких вопросов игра не ставит, никаких ответов не даёт. Ни в её выдуманном мирке, ни в принципах самого игростроения и повествовательного нарратива. Это даже и не игра, а скорее перформанс, интерактивная инсталляция. Да, сатира, но высмеивают не кого-то, а именно вас, то, как и почему вы в это и в прочее играете.

Специально же для критиков и «искусствоведов» – встроенная мини-игра, с возможностью оценить её по 5-балльной шкале:


Но настоящие искусствоведы оценят скорее индустриальную пародию на Клода Моне, если вообще её заметят. Тонкая сатира даже в лёгком коверкании французской фамилии MONET на MONEY, чтобы уж точно не было сомнений, что картине «Клода Бабло», как и её соседкам, место именно в апартаментах главного босса.

На Stanley Parable потрачено в общей сложности года 2-3. Критическая статья с тем же содержимым заняла бы у автора самой игры день-два. Только вот статью прочитала бы и забыла горстка людей, а игру уже купили более 100000 человек, да ещё и отрецензировали критики игрожура. Внимание: сверхположительно отрецензировали завуалированную критику на них же самих, предварительно купив её (или получив в виде подарка от разработчиков), хотя ранее почти всё то же самое было и в бесплатном моде. И не говорите про развитую у всех самокритичность.

Браво разработчикам, объединившимся под наименованием Galactic Cafe! Такой затратный, но «тончайший» троллинг явно удался и даже окупился.

Опубликовано: 14.11.2013


Если вам есть, что добавить или возразить, оставьте своё мнение.
Если статья просто понравилась, оставьте благодарный отзыв.
Регистрация не требуется, но рамки приличий и законов остаются.
Администрация беспристрастно чистит комментарии, если они выходят за эти рамки.
Реклама, спам и флуд аннигилируются без возврата.

Всего комментариев: 0